Играть давай!
Психология и педагогика

Сухомлинский об игре

В.А. Сухомлинский : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более отзывчивы к новому, быстрее адаптируются в непривычной обстановке, уверены в себе и инициативны. Переход в начало школьной жизни, как правило, дается им легко. Они лучше подготовлены, и эта база очень помогает в начальной школе.

Взрослые, заинтересованные во всестороннем развитии ребенка, создают условия и направляют энергию малыша в правильное русло, поощряя его природную любознательность и желание узнать как можно больше.

В разные периоды жизни, ребенок, как губка, впитывает в себя то, что видит, слышит, ощущает вокруг.

Образ мышления малыша и его восприятие мира отличается от взрослого. С одной стороны это очевидно, с другой - часто забывается.

Главный двигатель развития человека - это интерес. Ребенок должен быть искренне увлечен и заинтересован. Естественнее всего процесс познания организовать через игру. Это наиболее понятный и привычный способ взаимодействия ребенка с миром.

Даже сложный интеллектуальный труд сможет увлечь ребенка, если он правильно “упакован” и содержит игровые элементы. Все, что освоено в игре, запоминается на долгие годы. Конструкторы, головоломки, игры-ходилки, счетные палочки, лото, домино, сортеры и многие другие подобранные по возрасту игры незаметно активизируют умственную деятельность, умение планировать, сопоставлять, познавать новое, закреплять и применять в дальнейшем полученные знания.

Получается это намного органичнее и эффективнее, чем в обычном обучающем процессе.

Многие отечественные и зарубежные педагоги по раннему развитию уделяли особое внимание роли и значению игры в жизни ребенка.

Мне особенно близки принципы воспитания, которые транслировал великий советский педагог В.А Сухомлинский. Всю жизнь проработав в школе и оказав огромное влияние на развитие отечественной педагогики, он один из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физического наказания. Педагог уделял много времени вопросам воспитания детей взрослыми на личном примере. Он говорил о важной роли семьи и необходимости быть рядом, поддерживать ребенка, когда это необходимо, учитывать его интересы и формирующуюся личность.

Сухомлинский призывал родителей учить детей наблюдательности, видеть причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Разговаривая и обсуждая увиденное, ребенок со временем самостоятельно начнет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят огромные и важные изменения.

Организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, взрослый (родитель или педагог) не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, умение взаимодействовать со сверстниками.

Очень важно постоянно стимулировать любознательности дошкольника , ведь именно она основа интеллектуального развития в любом возрасте.